Вещевые рынки конца 1980-х - 1990-х: джинсы "Мальвина", турецкие свитера и первые уроки шопинга

Те, кто хотя бы раз видели вещевой рынок конца 1980-х — начала 1990-х, никогда его не забудут. Первые легальные вещевые рынки в СССР устраивали на открытых стадионах, обычно в выходные дни. Уже в 200-300 метрах от входа начиналась торговля: те продавцы, кто не мог или не хотел заплатить за место на рынке, раскладывали свой товар прямо на земле, вешали на перекладины заборов или просто держали в руках.



У входа на стадион (главного, остальные обычно перекрывали) в базарные дни с утра был настоящий человеческий водоворот, так что покупатель входил, сдавленный с двух сторон толпой. Но и передвигаться по рынку приходилось на весьма малой скорости: столько было покупателей, то и дело останавливавшихся на ходу. Разумеется, в такой толчее подлинное раздолье было карманникам, и не один покупатель приходил с плотно набитым кошельком, а уходил и без товара, и без денег. Но опасность быть обворованным воспринималась как неизбежное зло и не останавливала любителей шопинга.



Почему вещевые рынки были так популярны?


Чтобы понять, почему люди были готовы часами бродить среди толпы в мороз и жару, покупать вещи зачастую без полноценной примерки и рисковать быть обворованными, нужно вспомнить, что лежало на полках промтоварных магазинов году в 1990-91-м. А там не лежало ничего, кроме байковых кальсон для дедушки и ночных сорочек 50-го размера. Более-менее нормальную одежду (я уж не говорю «модную») можно было купить или в комиссионных магазинах — но их было мало, или на вещевых рынках.

Надо признать, что ассортимент вещевых рынков действительно поражал воображение: там можно было купить любую одежду от трусов до шубы, любую обувь, а заодно и бытовую технику, косметику, посуду. Но большинство ходило на вещевые рынки именно за одеждой и обувью.



Турецкие свитера и китайские кроссовки


Палатки и лотки с товарами на вещевых рынках располагались без всякого плана: рядом со шторами продавали спортивные костюмы, рядом с зимней обувью — свадебные платья. А вот товары — при всей внешней пестроте — четко делились на три группы.

Первую составляли брендовые, как мы теперь говорим, вещи из стран Западной Европы. Понятно, что речь идет не люксовых брендах, но все же качество таких вещей было весьма приличным. Цены — тоже. В 1991 г. мне предлагали модный французский плащ — длинный, черный, с «погончиками», под пояс, как тогда было модно, за 800 руб. Но это был не предел: супермодный тогда тончайший ангоровый свитер глубокого синего оттенка, украшенный спереди бахромой из стекляруса, стоил 1200 руб. Не уверена, впрочем, что кто-то его купил за эти деньги, потому что за 3000 руб. предлагали шубу из нутрии.

Во вторую группу, составлявшую примерно 75% ассортимента, входили самые ходовые вещи турецкого, польского и китайского производства. В 1988-89-м это были прежде всего «варенки», и не только отдельные джинсы, стоившие 120 руб., но мечта всех модников и модниц — комплекты.



Такой комплект стоил 240-280 руб. и состоял из джинсов (реже мини-юбки) и куртки-трансформера. У куртки была отстегивающаяся теплая подкладка из белого искусственного меха, благодаря чему ее можно было носить зимой. Рукава тоже отстегивались, превращая куртку в модную жилетку.



Другим «хитом продаж» были темно-серые турецкие свитера типа унисекс с геометрическими узорами спереди по 120 руб. У меня тоже был такой свитер, носившийся, кстати, неплохо.



Популярны были и свободные трикотажные платья по 180-220 руб., привезенные из той же Турции. Из летней одежды большой популярностью пользовались белые блузки с кружевом польского или югославского производства по 110-130 руб.



Самыми некачественными были китайские товары, по крайней мере, обувь. Никогда не забуду, как купила «недорого», за 220 руб. замшевые полуботинки с очень удобной, легкой подошвой, в которой через неделю появились дырки. Потом говорили, что какие-то ловкачи закупили в Китае большую партию обуви для покойников и потом продавали по всему СССР, но, думаю, это городская легенда. Вообще качество обуви на вещевых рынках было ниже, чем качество одежды.



И, наконец, третья группа товаров. Она состояла из изделий местных кооператоров и каких-то неопознанных производителей. Чаще всего это были почему-то чулочно-носочные изделия.

Торг, туалеты и отсутствие гарантий


Какая-то часть посетителей, особенно молодых, ходила на вещевой рынок как на выставку, ничего не покупая. Но и для тех, кто шел купить что-то конкретное, это был не только шопинг, но и своеобразное развлечение. Идешь и гадаешь: удастся ли найти именно то, что ищешь? Хватит ли денег (а денег всегда было в обрез)? Находишь, начинаешь торговаться, продавец не хочет спустить, ладно, поищем у другого. Бывало и так, что у других еще дороже, возвращаешься к этому продавцу — а вещь уже продана.



Отправляясь на вещевой рынок, следовало хорошенько подкрепиться и сходить в туалет, причем второй пункт был самым важным. На стадионах с туалетами вообще было ужас-ужас-ужас — оно и понятно, они не рассчитаны были на такое количество народу. Когда под вещевые рынки стали отводить отдельные участки, с туалетами стало получше, но в очереди все равно приходилось стоять, т.к. их использовали в качестве примерочных.

Ну и еще один незабываемый момент: полное отсутствие гарантий. Купленная вещь могла прослужить 5 лет, а могла расползтись после первой стирки. Приходилось на ходу и с переменным успехом осваивать ремесло товароведа, чтобы отличать более-менее приличный товар.

И все же теперь, с высоты лет, вещевые рынки вспоминаются с доброй улыбкой. Кто-то благодаря им выжил в те суровые годы, а кто-то, как я, приобрел первый опыт шопинга.
Похожие посты
0 комментариев

Оставить комментарий

Полный доступ ко всем опциям комментариев доступен только зарегистрированным пользователям.